Согласно статистике основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий, на дорогах Российской Федерации, подавляющее число ДТП происходит по вине водителей из-за нарушения правил дорожного движения (более 80%). Около 10 % ДТП происходит по вине пешеходов и всего 3% ДТП происходит по причине технической неисправности транспорта.
Необходимо отметить, что не малая доля, указанных в статистике,
дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие влияния фактора не
зависящего от водителя - не удовлетворительного состояния дорог и дорожных
условий (более 40%).
Из-за не надлежащего содержания дорог, поврежденного дорожного покрытия, отсутствующих и неправильно установленных дорожных знаков, не работающих светофоров или не безопасной геометрии дорожного участка ежедневно от дорожно-транспортных происшествий страдают автомобили, их владельцы и другие участники движения.
Для установления истинных причин и условий, способствующих возникновению опасной
ситуации, приведших к ДТП назначается и проводится автодорожная экспертиза.
Целью исследования является диагностирование технического состояния дороги,
дорожного обустройства, внешних условий в дорожной обстановке и на участке
дороги вблизи места ДТП, а так же установление причин и условий способствующих
дорожно-транспортному происшествию.
С помощью исследования технического состояния дорог и дорожных условий на месте ДТП можно решить следующие экспертные задачи:
1) Исследование дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. При непосредственном осмотре места происшествия, либо по представленным материалам исследуют состояние дорожного покрытия на проезжей части, обочинах, за пределами дороги.
2) Исследование технического состояния дороги и дорожных условий на месте ДТП на соответствие требованиям действующих нормативно-технических документов:
- сцепных качеств дорожного покрытия (экспериментальное определение коэффициента сцепления дорожного покрытия)
- ровности (измерении колейности, провала и опущения обочины)
- геометрических элементов плана и профиля (определения радиусов закруглений, уклонов, расстояния геометрической видимости)
- элементов информационного обеспечения и инженерного обустройства дороги (дорожной разметки, дорожных знаков, светофорных объектов, освещенности, ограждающие и направляющие устройства на дороге и т.д)
3) Исследование причинной связи между установленным отклонением от нормативного
значения или нормы дорожно-технического фактора и произошедшим
дорожно-транспортным происшествием.
4) исследование действий/бездействия должностных лиц и иных лиц дорожных
организаций на соответствие установленным требованиям в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
В результате комплексной оценки условий безопасности на участке ДТП, эксперт
определит, как состояние дороги и дорожные условия повлияли на механизм ДТП,
установит причинную связь между выявленными несоответствиями
нормативным-техническим требованиям и фактом совершения ДТП.